Avi: Yes, London. You know: fish, chips, cup ‘o tea, bad food, worse weather, Mary f#cking Poppins… LONDON.
Х/Ф «Большой куш»
Международный аэропорт Хитроу встретил полуторачасовой очередью на паспортный контроль, в лучших традициях родного Шереметьево: с духотой и плачущими детьми. Надо отдать должное пограничникам: мам с детьми спустя какое-то время стали выводить без очереди. Несколько раз работники аэропорта проводили замер скорости движения очереди, выдав квиточки с указанием времени стоящим в хвосте.
Наконец, дошла очередь и до нас. Наслушавшись страшилок про английский «иммигрэшнс» готовлюсь к допросу с пристрастием, однако офицер задал только один вопрос, зачем я тут? И услышав в ответ: «Sailig, Sir!» молча шлепнул печать в мой паспорт.
Необходимо заметить, что получение английской визы сильно подкосило количество участников нашей регаты. По практике заявления на получение визы в Москве рассматривались неторопливыми англичанами от 3х недель до месяца, учитывая тот факт, что регата проводилась в сентябре, многие отказались из боязни остаться в августе без загранпаспорта: «Понимаешь, старик, если я не отвезу жену в Турцию, на парусе можно будет поставить крест. Навсегда.» Понимаю. Оставалась, правда, одна лазейка в виде экспресс-визы, ее выдавали за три рабочих дня и 15 000 рублей в Питере. Недешево и с личным присутствием.
Наконец, пройдены все рогатки и препоны, получен багаж. Все нашли друга и готовы к свершениям. Закидываем вещи в микроавтобус и через полтора часа мы у цели. Портсмут встретил нас довольно свежей погодой: неделей ранее ураган «Катя», которого ждали на восточном побережье США внезапно развернулся и к началу нашей регаты стихнув до шторма оказался в Северном море. И хоть мы были чуточку южнее, «кирпичи» долетали и до сюда.
На месте нас встречал представитель Сансэйла, добрый английский малый по имени Анди, Анди Воллес, мистер Воллес, ну тот, который решает все проблемы. Прояснив некоторые вопросы по порядку приема лодок, получив «коды доступа» к душевым и понтону, расписание работы местных торговых точек, идем принимать мат часть, закупаться провизией и опустошать окрестные магазины яхтенного барахла.
Сноска: Компания Сансейл закупила веной этого года у французской верфи Beneteau 42 совершенно одинаковые круизно-гоночные яхты First 40 Club Racer. Насколько я знаю это самый большой в Европе флот монотипов такого размера. И поскольку регаты на монотипах в традиции нашей регаты «45FT» мы не могли пройти мимо такого великолепного флота.
Гонка в проливе Солент совершеннейшая вещь в себе. Наличие с одной стороны мощного приливно-отливного течения доходящего до 4 узлов, с другой стороны защищенного от океанской зыби островом Уайт, делает это место уникальным стадионом для парусных соревнований.
На следующее утро проводим капитанский брифинг, знакомимся с нашим рэйс-офицером по имени Саймон и свежим прогнозом. Прогноз совершенно неутешительный. Несмотря на то, что парни рвутся в бой, гонок сегодня не будет, ветра еще больше, чем вчера и хотя большая часть экипажей уже имеют опыт гонок на яхтах такого класса, решаем не рисковать. Соответственно летит к чертям график гонок и маршрут.
Мы уже точно не успеваем в Вэймут, где находится олимпийская марина. Саймон срочно перебронирует места в маринах, мы едем в город смотреть на недостижимый пока остров Уайт со смотровой площадки местной архитектурной достопримечательности, башни «Спинакер».
На следующий день прогноз наконец-то радует. Отшлюзовавшись, выходим в пролив, встаем на якорь обозначая стартовую линию между буем и судейским судном. Надо отметить, что буев в проливе бесчисленное множество, многие помимо цифробуквенных обозначений имеют имена собственные.
Объявляем дистанцию на английский манер: за 15 минут до старта по радио с судейского передаем порядок огибания буев, количество петель (треугольников), а так же расположение финиша. Маршрут тут же дублируется на леерном ограждении судейского судна в виде цветных табличек с номерами и цифрами формата А4.
Судейское представляет собой видавшую виды старушку Жанно и наш бравый экипаж: меня, нашего бессменного судью Вениамина Гусева, рэйс-офицера Саймона и его верного помощника старины Билла. Билл ветеран войны за Фолкленды, любитель классической музыки и ловли сардин самодуром. И еще Билл отлично (по мнению Саймона) варил ежеутренний поридж, да да не смейтесь, ту самую овсяную кашу.
Я так и не осмелился попробовать этот шедевр английской кухни, предпочитая ее проверенной яичнице-глазунье с беконом, но со всей серьезностью могу заявить, что уже через 15 минут после приготовления, каша схватывалась не хуже цементного раствора. И для меня навсегда осталось загадкой как Билли отмывает кастрюлю от этого загадочного вещества.
Вообще английская кухня, а точнее полное ее отсутствие тема отдельного разговора. Что мы знаем об этом загадочном острове: «London is the capital of Great Britain», Нельсон, Трафальгар, Стоунхедж, чай в пять и «Гордый брит никогда не станет рабом», это так сказать светлые стороны английского имиджа. А что же с изнанки: жаренная в масле рыба и чипсы, странного вида электророзетки, раздельные краны холодной и горячей воды, правый руль и та самая овсяная каша.
Итак, первый гоночный день закончен, все целы, получили изрядную долю адреналина и хотят разбавить его доброй пинтой местного эля. Идем в легендарную столицу яхтинга Каутс.
Кривые улочки, бесчисленное количество яхтенных и околояхтенных лавочек, лодка «Инсинор» на которой наши парни гоняли в этом году Фастнет, английский эль, ирландский Гиннесс, тот самый замок Роял Яхт Сквадрон, начищенные до блеска, сияющие медью пушки, двухсотлетний газон и вопрос Королевы: «А кто идет вторым?». Здесь нет вторых, Ваше Величество.
Как один миг пролетели оставшиеся гоночные дни, был и штиль и гонка в 35ти узловой ветер и та самая, ради чего стоило все это затевать, гонка вокруг острова Уайт. Были и серьезные поломки, замена лодки и «человек за бортом» и протесты, все было. Трудно описать на бумаге запах водорослей, толчею приливной волны, порыв ветра, кладущий яхту зарифленным парусом в зеленую воду, все это нужно испытать на своей шкуре, пощупать своими собственными руками и пожалуй нет для этого места лучше, чем Солент.
Поздравляем экипаж Андрея Самойлова, занявшего первое место на регате «45ft Solent 2011»!