Журнал

Тест-драйв парусной яхты Beneteau Sense 50

О драйв-тесте новой «бенетошной» линейки парусников «Sense» наш журнал Капитан-Клуб уже писал в №3/2011, но тогда я лишь остановился на младшей лодке Sense 43, в которой были реализованы основные идеи философии парусных семейных круизеров бренда Sense. Не могу игнорировать шквальный интерес читателей к новым лодкам, и поэтому расскажу о следующей модели линейки — Sense 50.

Наверху

Обе лодки имеют общий, легко узнаваемый архитектурный стиль. У «пятидесятой» такая же линия палубы, такой же плавный переход палубы в рубку на баке. Точно также комингсы рубки имеют сплошное остекление и сама рубка, имеет характерный, для Сенсе, погон гикашкота на силовом обрамлении доджера. Однако, сохраняя эргономические показатели экстерьера на лодке большего размера, архитекторы создали общий облик, на мой взгляд, более гармоничным.
Если, например, на Sense 43 высота рубки, следуя новой философии, должна обеспечивать полное экранирование сидящего у переборки в кокпите от встречного воздушного потока, то на Sense 50 она, высота рубки, та же, но лодка больше и рубка вписывается в общий силуэт более гармонично. Кокпит на Sense 50 из-за своих размеров и пропорций и вовсе как мост на катамаране. Настолько просторен и кажется в ширину больше, чем в длину.
Рулевые посты, естественно разнесены по бортам и, также как на Sense 43 предусматривают установку навигационных экранов плоттеров и дисплеев парусно-моторных индикаторов. На правом посту, рядом с ручкой «газ\реверс» обнаруживаю джойстик, как я потом выяснил, новой системы «Dock&Go». Система эта заслуживает отдельной публикации и я лишь вкратце ниже опишу ее работу при швартовке.

Кокпит ассиметричный, как и вход в центральный салон. Практически по оси кокпита, перед трапом вниз стоит универсальный поручень-коробка-раскладной стол из полупрозрачного пластика, армированного нержавеющими профилями. Основной же стол кокпита, с основательной деревянной столешницей сдвинут к правому борту, в центр карэ покрытых тиком банок.

Таким образом пластиковый поручень-трансформер как бы делит кокпит на две зоны, в одной из которых на ходу может спокойно трудиться матрос с парусами, не причиняя ни малейших неудобств релаксирующим-пьюще-спяще-загорающим обитателям лодки.
Продольные комингсы кокпита оборудованы «по-модному» закрытыми боксами для уходящих с лебедок шкотов и все банки, естественно с традиционными рундуками. Транцевая часть кокпита Sense 50, в соответствии с основной философской линией Sense есть трансформер, но уже с более богатым набором комбинаций для положений «марина-отдых» и «море-поход».
Во всех деталях кокпита видна инновационная работа конструкторской мысли. И не ради новизны, как таковой, а лишь для более рационального использования полученного пространства и избавления от поведенческих стереотипов жизни в кокпите парусного круизера, которые очень часто даже не позволяют (особенно по утрам) реально оценить на какой лодки ты проснулся?!
Порадовали меня, как бывшего гонщика, весьма трогательные деревянные, вместо гнутых труб, подставки для ног около палубных зон рулевого. Видно «бенетошникам», так же как и мне уже обрыдло попадать топсайдерами в подобные трубчатые «ноголомки» и, наконец-то(!!!) я вижу рулевую зону достойную джентльмена, пардон месье капитана…
Дельные вещи палубы, как и следует в традициях Бенето — Harken, с лебедками нового поколения — легкими, с пониженным коэффициентом трения. В общем в кокпите жизнь удалась!

Внутри

Внутри, аналогичное ощущение с Sense 43 квартиры со стильной планировкой и аранжировкой пространства. И в мелочах типа выключателей света на подволоке и в радикальных решениях типа стеклянно-прозрачной части переборки в душ… Интерьер легкий, стильный и необычный.
Комингсы рубки изнутри прикрыты фальшпанелями с достаточным пространством для свободных матерчатых, как в домах шторок, защищающих салон от изнуряющего средиземноморского солнца. Много деталей из каленого стекла и зеркальных панелей, зрительно увеличивающих пространство и избавляющих от позывов к клаустрофобии.

Острые углы у мебели отсутствуют, вертикальные поручни обшиты кожей. Фурнитура нового поколения, освещение светодиодное, штурманское место — спиной к движению. Но это совсем не портит впечатление от работы с плоттером, хоть он и Raymarin. Штурманский стол и вертикальная приборная панель перед ним, как на совсем большом пароходе.
Лодка, как и полагается, выпускается в различных вариантах интерьера, с разным количеством кают и санузлов и в любой комбинации сохраняется общая атмосфера легкого и стильного интерьера.

На ходу

Чего-то особого от ходовых качеств Sense 50 не ждал. Так получилось, что до этой лодки я уже вовсю накуражился на драйв-тесте на Sense 43 в средний ветер. Так получилось, что Sense 50 для теста досталась мне на последние дни, когда очередь из журналистов уже иссякла да и погода не особо способствовала прогулкам. В первый день с утра дуло крепкую «шестерку», с усилением после 3-х по-полудни. Такая погода уже требовала от лодки первый риф и стаксель №1 в лавировку. На лодке мы были втроем. Выходили из марины чисто под гротом, который поставили прямо у бона.
Пока дошли до выходного буя показалось, что на относительно ровной воде можно было бы полностью раскрутить стаксель. Но когда подошли к выходу из бухты, пошла ветровая волна, плюс зыбь от недавнего шторма и лодку стало буквально дергать за штаг. Тогда шкипер скрутил стаксель и поставил что-то типа стакселя №3, но совсем с кливерным углом и характер движения изменился.
На удивление, при усилениях лодка не приводилась, а лишь прижималась к воде скулой и разгонялась. Из экспериментаторов на борту я был один и поэтому получил от шкипера полную свободу, не подпираемую очередью от желающих покрутить штурвалы. Что ж, как и все достойные «бенетошки», лодка была хорошо сбалансирована. Немного, так же как и на Sense 43, напрягала малая информативность штурвалов.
Но нужно сказать, что эта фрикционная туговатость рулей не возрастала ни от скорости, ни от кренов при шквалистых порывах. Я попробовал изобразить «Чичестера» и все поделать на лодке в одиночку. Мне удалось легко убрать кливер и раскрутить стаксель в галфвинд. Повороты на скорости в 10 узлов от галфвинда до галфвинда через оверштаг тоже не составили никакой проблемы.
Лодка уваливалась без критических кренов и как-то монотонно проходила левентик, позволяя спокойно, только нажав на кнопку «поворот» авторулевого прогуливаться от лебедки к лебедке. А вот разобрать в одиночку риф на полном курсе без проблем мне не удалось. Отдав риф фал добирался даже электролебедкой слишком туго и как я не старался придерживать гикашкот, на хлопках автопилот лодку удержать не смог. Потребовалось «ручное управление».
С генакером Сode 0 мне одному, по случаю свежего ветра, поработать не позволили. Но вдвоем мы легко справились и подорвали лодку на глиссирование. Рулить на галсе в одиночку было вполне справно, т.к. шкот от С0 легко проводился на лебедку рядом с рулевой консолью.

Правда приходилось изрядно кряхтеть и потеть, поскольку Сode 0 был далеко не идеальным и усилие на шкоте поэтому изрядное. Не смотря на то, что на нашей лодке передняя панель доджера отсутствовала, брызги в кокпит практически не залетали ни в бейдевинд, ни в полветра.

Постоянно приходило на ум сравнение с катамараном, но не из-за ходовых свойств, а из-за непривычной, необъятной ширины кокпита. Тем не менее мне удалось получить удовольствие от хождения на Sense 50 в свежий ветер.

Настоящий сюрприз лодка преподнесла при швартовке. Подойдя к марине, мы втроем убрали паруса и капитан сказал — «швартуйся». Я, по привычке заложил циркуляцию перед пирсом и сходу встал на место «в притирочку». Капитан говорит — а теперь, будьте любезны мсье, развернитесь наоборот, носом на выход.

Я чертыхнулся — не мог сразу сказать, и придержав корму швартовой петлей стал искать кнопку подрульки. Тут капитан показал мне большой плакат напротив лодки на стенке, который гласил: Здесь тестируется система «Dock&Go» — comprenedez — vous?* Выражение на моем лице заставило его встать с места, сбросить петлю и взяться за джойстик. Лодка замурлыкала носовой подрулькой и мотором и отошла от стенки боком!!!

Оказалось, что система Dock&GO которой была оснащена наша Sense 50, есть ни что иное как объединение подруливающего устройства и аксиального привода типа SailDrive одной ручкой управления, т.е. джойстиком. Аксиальный привод позволял колонке SailDrive вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, создавая, совместно с носовой подрулькой нужный вектор тяги. Апофеоз, занавес… Так Sense 50 подвела черту под моими незабываемыми впечатлениями.

* — соображаешь? (фр.)

Автор: Д. Шерков
2011-12-26 16:19