Зачастую при обсуждении достоинств какой-нибудь яхты, отмечая те или иные неудобства внутри, проходится слышать мягкие возражения: это ведь яхта, а не квартира…
На средиземноморском курорте Лез Амбье, словно бы пропитанном весенним запахом только что зацветших садов, я знакомился с новыми яхтами компании «Beneteau». Так вот, первая мысль, которая посетила меня, когда я зашел на борт очередной новинки, была примерно такой: «Вот это да! Так это ж целая КВАРТИРА!»
На средиземноморском курорте Лез Амбье, словно бы пропитанном весенним запахом только что зацветших садов, я знакомился с новыми яхтами компании «Beneteau». Так вот, первая мысль, которая посетила меня, когда я зашел на борт очередной новинки, была примерно такой: «Вот это да! Так это ж целая КВАРТИРА!»
Инженеры, создавшие концепцию новой линии «бенетошных» парусников, исходили из соображений достижения максимального комфорта пребывания на борту семейной лодки «средне-европейского размера» в 43 фута и продвинулись в решении этих задач на новую ступень.
Казалось бы, в расположении основных элементов и планировках интерьеров давно достигнут некий «консенсус», когда парусные яхты одного архитектурного типа отличаются друг от друга только деталями. Очень редко приживаются новинки, определяющие стиль.
И не из-за морского консерватизма, а потому, что, вроде бы, все давно перепробовано, испытано… Остается только то, что банально выдержало тест временем и практичностью «рачительного» европейского потребителя.
Часто новые эстетические идеи, привнесенные из смежных областей, и, в первую очередь, сухопутных архитектурных находок и модных линий дизайна интерьеров, в «морской» теме становятся реальными казусами. Взять хотя бы недавнее повальное увлечение стилем «ИКЕА», характерным не только уравниловкой светлых тонов панелей, но и бездумно травматичными острыми кромками и углами мебели.
В данном случае подход к внедрению новых идей оказался несколько иным. Поставили задачу чисто системно, что несколько странно для французов, а решили ее именно по-французски, математически, в стиле Лагранжа или Пуанкаре, как кому нравится… Были выяснены факторы физические и психологические, влияющие на ощущение комфорта обитателей яхты.
Казалось бы, в расположении основных элементов и планировках интерьеров давно достигнут некий «консенсус», когда парусные яхты одного архитектурного типа отличаются друг от друга только деталями. Очень редко приживаются новинки, определяющие стиль.
И не из-за морского консерватизма, а потому, что, вроде бы, все давно перепробовано, испытано… Остается только то, что банально выдержало тест временем и практичностью «рачительного» европейского потребителя.
Часто новые эстетические идеи, привнесенные из смежных областей, и, в первую очередь, сухопутных архитектурных находок и модных линий дизайна интерьеров, в «морской» теме становятся реальными казусами. Взять хотя бы недавнее повальное увлечение стилем «ИКЕА», характерным не только уравниловкой светлых тонов панелей, но и бездумно травматичными острыми кромками и углами мебели.
В данном случае подход к внедрению новых идей оказался несколько иным. Поставили задачу чисто системно, что несколько странно для французов, а решили ее именно по-французски, математически, в стиле Лагранжа или Пуанкаре, как кому нравится… Были выяснены факторы физические и психологические, влияющие на ощущение комфорта обитателей яхты.
При этом учитывался опыт обустройства не только однокорпусных парусников, но и катамаранов и моторных яхт всех типов. Потом, естественно, были выявлены и установлены крайние значения — от «карцеров» транзатчиков с «М650» до салонов размером с футбольное поле яхт типа «Pelorus». Факторы промежуточных значений были систематизированы и приведены к абсолютным значениям, решения которых и дали конкретные рекомендации.
Не буду утомлять их перечислением, назову лишь пару наиболее характерных. Например, большой дискомфорт на борту семейного круизера вызывает перепад уровней палубы кокпита и пайола салона. Или: один из максимальных факторов психологического дискомфорта обусловлен отсутствием свободного бокового обзора из салона. В данном случае команде «Beneteau» пришлось «наступить на горло собственной песне» — излюбленному набору мелких стандартных иллюминаторов центрального салона, словно взятых с нижней палубы «Титаника».
Не буду утомлять их перечислением, назову лишь пару наиболее характерных. Например, большой дискомфорт на борту семейного круизера вызывает перепад уровней палубы кокпита и пайола салона. Или: один из максимальных факторов психологического дискомфорта обусловлен отсутствием свободного бокового обзора из салона. В данном случае команде «Beneteau» пришлось «наступить на горло собственной песне» — излюбленному набору мелких стандартных иллюминаторов центрального салона, словно взятых с нижней палубы «Титаника».
В итоге стремление к реализации полученных решений по комфорту и привело к созданию не только нового интерьера, но и внешнего вида. Это я и увидел на тест-драйве, проведенном «Beneteau» в марте 2011 г. специально для сотрудников яхтенных журналов. Было представлено три семейных парусника, но я расскажу только о модели «Sense 43».
Внешне линию палубы вернули к легендарной «First 50», которая была удачной не только эстетически, но и практически: плавный переход палубы в рубку на баке имеет слишком много преимуществ, чтобы пожертвовать некоторой потерей высоты в носовой каюте.
Комингсы рубки имеют сплошное остекление, но за тонированными панелями скрыты силовые элементы. Гика-шкот выведен на силовое обрамление «доджера», или «спрей-худа», и поэтому палуба кокпита совершенно свободна от каких-либо концов и дельных вещей.
Сам кокпит — гимн разумной асимметрии. Широкий, с диваном по правому борту и, соответственно, придвинутым в сторону столом, освобождающим проход в салон. Уровень палубы кокпита максимально сглаживает перепад с уровнем сланей салона и очень низким, в жертву категории «А», входным комингсом. Вместо брандер-щита — раздвижные акриловые створки наподобие складных дверей. И, наконец, абсолютно одинаковые штурвальные посты с приборами и плоттерами по каждому борту.
Внешне линию палубы вернули к легендарной «First 50», которая была удачной не только эстетически, но и практически: плавный переход палубы в рубку на баке имеет слишком много преимуществ, чтобы пожертвовать некоторой потерей высоты в носовой каюте.
Комингсы рубки имеют сплошное остекление, но за тонированными панелями скрыты силовые элементы. Гика-шкот выведен на силовое обрамление «доджера», или «спрей-худа», и поэтому палуба кокпита совершенно свободна от каких-либо концов и дельных вещей.
Сам кокпит — гимн разумной асимметрии. Широкий, с диваном по правому борту и, соответственно, придвинутым в сторону столом, освобождающим проход в салон. Уровень палубы кокпита максимально сглаживает перепад с уровнем сланей салона и очень низким, в жертву категории «А», входным комингсом. Вместо брандер-щита — раздвижные акриловые створки наподобие складных дверей. И, наконец, абсолютно одинаковые штурвальные посты с приборами и плоттерами по каждому борту.
Заканчивается кокпит транцем-трансформером, где подпружиненные панели и детали бридждека легко переводят его из положения «марина-отдых» с максимально свободным выходом на кринолин и далее на берег в положение «море-поход» с большими поперечными сиденьями и поднятой транцевой переборкой, закрывающей выход на кринолин.
Внутри грамотный учет малозаметных факторов привел к ощущению комфорта на весьма ограниченном пространстве. Описать трудно, почувствовать легко. Поверьте, результаты труда вызывают почтение. Полностью заменена фурнитура и стиль исполнения деталей, от дверей до переборок и внутренних(!) окон.
Внутри грамотный учет малозаметных факторов привел к ощущению комфорта на весьма ограниченном пространстве. Описать трудно, почувствовать легко. Поверьте, результаты труда вызывают почтение. Полностью заменена фурнитура и стиль исполнения деталей, от дверей до переборок и внутренних(!) окон.
Поручни и вертикальные пиллерсы обтянуты кожей. Если к качеству наружного борта и поверхностей при желании можно придраться, то интерьер безукоризнен. Светлый, легкий, продуманный до мелочей, не травматичный и очень дружелюбный. Позволяет хорошо себя ощущать как в марине, так и в море.
Кстати, при одном из выходов дуло хорошую «шестерку», с волной до двух метров, и я поймал себя на мысли, что, передвигаясь туда-сюда по салону, и добираясь до носовой «мастер-каюты», я не разу не чертыхнулся. А это, на судне находящемся в море бывает редко.
На ходу «Sense 43» больших сюрпризов не преподнесла и вела себя вполне «по-бенетошному». Отмечу, что штурвалы соединены с баллерами (на яхте два пера) рычажной механикой, довольно туговатой, и поэтому штурвалы мало информативны. Однако под генуей (110%) мне удалось без заметного падения скорости «придушиться» на ровной воде до 48 градусов к истинному ветру, что весьма похвально для семейного круизера с серийным гротом.
Лодка легко несет «Code 0» на закрутке, который работает как бы вместо легкой топовой генуи и в умеренный ветер позволяет идти до 60 градусов к ветру, однако слишком малое расстояние между этим парусом и штагом заставляет поворачивать, делая «коровий оверштаг». Весь бегучий такелаж проведен на комингсы кокпита так, что свободные концы лежат в отформованных в них ящиках. С одной стороны, очень удобно, так как ничего не болтается под ногами и в проходе.
Кстати, при одном из выходов дуло хорошую «шестерку», с волной до двух метров, и я поймал себя на мысли, что, передвигаясь туда-сюда по салону, и добираясь до носовой «мастер-каюты», я не разу не чертыхнулся. А это, на судне находящемся в море бывает редко.
На ходу «Sense 43» больших сюрпризов не преподнесла и вела себя вполне «по-бенетошному». Отмечу, что штурвалы соединены с баллерами (на яхте два пера) рычажной механикой, довольно туговатой, и поэтому штурвалы мало информативны. Однако под генуей (110%) мне удалось без заметного падения скорости «придушиться» на ровной воде до 48 градусов к истинному ветру, что весьма похвально для семейного круизера с серийным гротом.
Лодка легко несет «Code 0» на закрутке, который работает как бы вместо легкой топовой генуи и в умеренный ветер позволяет идти до 60 градусов к ветру, однако слишком малое расстояние между этим парусом и штагом заставляет поворачивать, делая «коровий оверштаг». Весь бегучий такелаж проведен на комингсы кокпита так, что свободные концы лежат в отформованных в них ящиках. С одной стороны, очень удобно, так как ничего не болтается под ногами и в проходе.
Но… одно большое «НО» для семейного круизера состоит в том, что, сбросив, например, грота-фал с лебедок и стопоров, дождаться желанного падения паруса в «лэйзи-джек» невозможно. Многочисленные перегибы фалов на пути от мачты до уютных ящиков заставляют вас бежать к мачте и сдирать парус принудительно, а это совсем нехорошо, особенно на ветру. В остальном на ходу лодка без серьезных замечаний.
Носовая волна — в норме, кормовой до крена в 15–17 градусов вообще нет, всхожесть на волну нормальная, ударов «ложкой» при двухметровой волне замечено не было. Скажу, что под мотором, несмотря на два пера, маневренность отличная, только шумноват выхлоп дизелька, но думаю, что это недостаток не лодки, а мотора.
Не боясь повториться, отмечу еще раз: «Sense 43» не просто очередная смена модельного ряда «Beneteau», но, безусловно, настоящий шаг вперед, с чем и хочу поздравить французских судостроителей.
Технические характеристики Sense 43:
Длина, м: 13,20
Ширина, м: 4,28
Осадка, м: 2,00
Водоизмещение, т: 10
Запас топлива, л: 440
Запас воды, л: 675
Мощность двигателя, л.с: 54
Площадь парусов: Грот + Генуя, м2: 86,5
Ширина, м: 4,28
Осадка, м: 2,00
Водоизмещение, т: 10
Запас топлива, л: 440
Запас воды, л: 675
Мощность двигателя, л.с: 54
Площадь парусов: Грот + Генуя, м2: 86,5
Автор: Дмитрий Шерков
Источник: Журнал Капитан-Клуб №3(68)’2011
Источник: Журнал Капитан-Клуб №3(68)’2011