Поход на яхте First 21.7 из Москвы в Кижи

Яхта была дооборудована вторым аккумулятором, японским мотором 5.5 л.с., зарядным устройством с розеткой берегового питания

В августе 2009 г мы ходили на парусной яхте Beneteau First 21.7 из я/к «Водник» до Кижей и обратно. Лодка была дооборудована вторым аккумулятором, японским мотором 5.5 л.с., зарядным устройством с розеткой берегового питания, т.ж. мы возили с собой генератор Хонда, автомобильный холодильник и кемпинговый биотуалет. Рации обязательно.

Для повышения обитаемости кокпита парусной яхты я сшила из водонепроницаемой тентовой ткани навес-тент, который набрасывался на гик поверх убранного в чехол грота, растягивался по длине и фиксировался к леерам и стойкам с помощью застежек и карабинов. Это существенно расширяло полезную площадь лодки – мы, например, могли спокойно ужинать за столом в кокпите даже под дождем. К тому же становилось намного теплее и суше внутри.

С собой брали «Атлас единой глубоководной системы европейской части РФ» и книгу С.Я.Мошковского и М.Б.Хавина «От Москвы до Соловков на катере или яхте» в качестве путеводителя. И «Калевалу» — для проведения ставших после этого похода традиционными литературных чтений – книги должны быть обязательно в тему плавания, -а тут все-таки в Карелию собрались…

Итак – старт. На пути в северные моря для маломерных судов основным препятствием является большое количество шлюзов, причем точно рассчитать время, которое затратишь на их преодоление, невозможно. Расписание работы шлюзов подлажено под график движения пассажирских теплоходов, потом обычно шлюзуют грузовиков, а уж малявки –те по остаточному принципу, если место в камере останется.

Если повезет – можно проскочить быстро, даже бывало, в одиночку нас шлюзовали, а был случай – перед одним из московских шлюзов на сутки зависли.

Симпатичные места начинаются уже вскоре после дубнинского шлюза. Вдоль северного берега попадаются красивые тихие бухты, где и рыбки можно наловить, и грибов по берегам насобирать, и с выдрой нос к носу встретиться.

Заходили в Мышкин – милый городок с многочисленными музейчиками, к тому по выходным, когда сюда приходят теплоходы с туристами, у пристани разворачивается рынок – можно приобрести сувениры и потрясающе вкусную копченую рыбу всех мастей.

В Углич заходить не стали, экономили время – были тут в прошлом году. Помнится, тогда подошла к нам пожилая женщина со значком «Интурист», из советских еще экскурсоводов, предложила провести экскурсию. Мы согласились и не пожалели – было очень интересно.

На подходе к мосту Волга небо стало темно-синим, откуда-то взялись волны, встречный шквалик и совершенно горизонтальный дождь. Перед переходом через Рыбинское водохранилище ночевать остановились в Петраковском ручье. Когда ужинали, подошла яхта с четырьмя членами экипажа. С Рыбинки идут, все слегка потрепанные, а старший нам и говорит : « Швертбот? Лучше вам туда не идти!» Капитан обиделся за швертбот и расстроился.

А мне страшно – завтра в первый раз идти через коварный водоем с очень узким фарватером; ужастиков, как яхты в избы-срубы заплывали, мы еще до этого наслушались. Потом для поднятия боевого духа пели морские песни.

В пять утра вышли в туман. Тепло оделись, подготовились, все убрали по-штормовому… Рыбинка – море! Берега иногда на горизонте появляются, но редко и еле видны. И не покидает мысль, что под тобой, совсем не глубоко, затопленный город – улицы, остатки строений… Мрачно. Но практически всю дорогу мы шли на моторе, видимо весь ветер выдулся вчера.

На входе в славный металлургический город Череповец – дымящие оранжевым дымом трубы АО СеверСтали, территория предприятия огромна – 15 кв.км, это при общей площади, которую занимает город – 120. Воздух на подходе к городу – соответствующий. Зато центральная улица буквально пропитана вкуснючим запахом кондитерско-пекарского комбината, такой вот получается резкий обонятельный контраст.

В Череповце мы закупили бензина и продуктов, из трех запланированных музеев я успела посетить только исторический, зато нашла почту, отправила друзьям открытки и поставила печати в судовой журнал парусной яхты.

Надо сказать, что выйдя из Рыбинки в речную часть Шексны, мы перешли на страницы 3го тома «Атласа..», что в обязательном порядке отметили. Тут сразу сменился тип буйков, и здесь уже фарватер обставлен очень подробно. Он довольно замысловат, а в сторону нельзя – глубины и по колено имеются.

В шекснинском шлюзе шлюзовались одни! Это тот самый единственный шлюз на пути, который нас поднимает. В Шекснинском водохранилище даже шли на 1х рифах – был отличный яхтинг, мордочки обветрились.

Еще красивый участок – Сизменский разлив. Разлит-то он ого-го, а фарватер узкий, и по сторонам кочеряги из воды торчат. Корабли встречные, ветер – как водится – точно в лоб. А у нас — яхтинг!

Зато потом мы подошли к Топорне и свернули по стрелочке-указателю «Северо-Двинская система» направо. Там два маленьких древних шлюза. Мы очень боялись – вдруг нас не пустят в Кириллов? Но все получилось, шлюзовщицы очень милые, и вот мы уже идем по живописному 7-километровому каналу, оформленному по краям колышками-бревнами, но и топлячки попадаются – глаз да глаз!

Кирилло-Белозерский монастырь – дивное место! Пришвартовались к мостику «для стирки», как объяснил мальчик с удочкой, а на ночь встанем на якорь под стены монастыря – глубины нормальные и очень романтично.

Перед переходом на романтичное место долго боролись с бревнами, вокруг которых обмоталась якорная цепь. Ужас.

На следующий день по очереди сходили на экскурсию по музеям монастыря и помылись в кирилловской бане. В полдень отчалили, прошли опять Сиверское озеро, канал, наши любимые шлюзики. Сегодня смена другая. На выходе из 2го что-то сильно задели рулем – наверно бревно. Опять вышли в Шексну.

Очень понравился Белозерск, хотя вход туда оказался для нас довольно сложным. Планировали зайти в порт засветло. Город вроде приближался, шли прилично – 5.5 узлов, солнце красиво садилось в озеро, а мы все никак не могли высмотреть вход. Потом капитан заметил наконец вдалеке столб волн, вернее брызг, которые образуются, когда волны ударяются о мол. Ура! Подходим ко входу, связываемся по рации – чтобы мост отвели.

Договорились не сразу, а ветерок к тому времени очень даже посвежел, со всех сторон стены каменные, волнорезы всякие, вехи торчат. Кругов пять или шесть в таком узком месте капитан нарезал, пока нас впустили. Стояли на территории рембазы.

Переход через Белое озеро, увы, тоже прошел на моторе. Вода – зеркало, а мы так мечтали о красивом яхтинге! Вошли в Ковжу.

Чем ближе к вытегорским шлюзам – тем страшнее. Наслушались баек, как там люди на дни, чуть ли не недели, зависали. До Онеги 70 км. и шесть шлюзов. Связались со шлюзом номер 6 , как только он стал виден. Действовали строго в соответствии с рекомендациями Мошковского. Старпома с документами высадили на берег. Нашла дальнюю левую башню. Когда идешь по мостику между башнями шлюза – дух захватывает – такая высота, а внизу стоит корабль, шириной и длиной во весь шлюз! Не поленилась зафотодокументировать.

В вытегорских шлюзах начались проблемы с мотором – видимо сказался череповецкий бензин – стал глохнуть в самые неподходящие моменты. Как выяснилось позже, генератор тоже стал барахлить. Но благодаря умелым действиям и определенной доле везения, все обошлось без последствий.

Вытегра. Закупили провизии, сходили в баню – мыться в речке становится уже холодно. Хотели посетить местный музей водных путей Севера, в частности, узнать побольше о строительстве и конструкциях Мариинской водной системы, — не удалось, похоже он уже вообще заколочен.

На следующий день вышли в Озеро. Сначала дул удобный бакштаг, разгоняя нас до 4.5 узлов, но потом начал стихать, волны же оставались достаточно большими, — мотает, клонит в сон. Но вскоре ветер резко усилился, и даже взяв рифы, мы побежали очень быстро, волны заливали кокпит. Вечером укрылись в Шокшинской бухте, очень вовремя. Успели привязаться к бетонной стенке.

И тут подуло конкретно. Два конца держат нас сзади, три спереди. Первым лопнул самый толстый- «шлюзовочный» -трос, вовремя заметили – на одной сопле держался. Усилили, связав с раненым швартовым. Колбасило всю ночь, и барометр продолжал неумолимо падать. Что же будет завтра?

К утру нас немного тише стало бить о стенку, но ветер сохранялся, и небо было сплошняком обложено облаками. Покинули бухту. Шли полным бакштагом, поставив только грот. Нас догоняли волны, становясь все больше и больше. Капитан сказал, что это уже шторм, Но штормовую шоколадку не выдал. В моем понимании, шторм – это совокупность волн, дождя и ветра, когда страшно и выдают шоколадку. Значит, пока не шторм.

Наконец вошли в кижские шхеры. Они не такие скалистые, как на Ладоге; прошли мимо музейного острова, рассматривая образцы деревянного зодчества, 22-главая Преображенская церковь особенно впечатляет. Встали за островом напротив кижского погоста, надули тузик, съездили на берег. Хотели там поужинать, но в момент отгрузки продуктов начался дождь. Поставили тент и ужинали под ним в кокпите.

На следующее утро отвязались и пошли посещать музей. Очень тут красиво, и правда – волшебное место. Заглянули в несколько изб, подивились на утварь. На вторых этажах домов стоят кижанки – местные традиционные лодки. В каждой избе со второго этажа ведет слип из бревен – долгими зимними вечерами люди эти кижанки делали, клеили, чинили, а весной спускали на воду.

Рядом с причалом – почта, тут мы поставили в судовой журнал красивые почтовые штампы с силуэтами церквей – капитан попросил аж два – от жадности, важности и в связи с днем своего рождения. На память о Кижах мы купили каждому по маленькой картине нашего нового знакомого художника Андрея — очень приветливый и открытый человек, сам из Зеленограда, но уже несколько лет живет здесь, напротив музея. Рисует, рыбачит. Парусничек у причала стоит, банька. Эх..

На праздничный ужин – копченые сиги с жареной картошкой и продукция сортавальского ликеро-водочного завода (пять баллов!).

Следующий день начался противно – все небо затянуто серым и дождь, не прекращавшийся часов до шести. Мы пошли на Унойские острова, цель – Лукостров – красивый, чистый, с остатками серьезно продуманного туристического поселения; ягоды, мхи, причудливые коряги…. А с утра – солнышко, совсем другое дело! Но вода здесь уже резко холоднее – на Кижах купались, а тут – ледяная. Идем искать петроглифы на Бесов нос!

На Нос высадили старпома с фотоаппаратом. Там, где песчаный берег, этакий суперпляжик. Лодку поставили на всю длину якорного конца, меня завезли на тузике, без рации, без связи, сказав гулять два часа. Поднявшись по берегу повыше нашла план-схему, где эти самые петроглифы искать. Самое большое число красных крестиков на схеме было обозначено на мысе Пери-нос, туда я и пошла. Какие же там скалы, громадные каменюги, и о них бьются волны, брызги выше человеческого роста летят.

Пери-нос – это совокупность нескольких маленьких мысиков, я обошла все дважды, никаких изображений так и не увидев! С богатой фантазией можно, конечно, кое-что назвать древними рисунками, но это лишь узоры камня. Еще у ребят, шедших навстречу, спросила, они сказали, что один где-то там видели, но совсем маленький. Очень обидно, но я ушла ни с чем. Под тыщу километров от дома забраться и не найти такие знаменитые штуки! Конечно, надо знать, что и где искать, или чтоб тебе кто-нибудь показал.

На ночевку пошли в устье Черной речки. Тут так красиво! Встали кормой в 1.5 м. от берега, устроили тузиковую переправу. Капитан сразу пошел за грибами. Хорошо, спокойно тут. Правда, гадюк много – только в сапогах ходить. А вода, реально, совершенно черной кажется.

Черная речка – Вытегра. Выходим из устья, помним же, какой там фарватер сложный, знаем где камни, видим где песок. Выходим, а там такой ветрюган в лоб, а волны – еще хлеще. Нас начинает разворачивать и бочком нести на скалы, моторчик лишь беспомощно чавкает на волне. Но как-то выкрутились, стаксель подняли, выплыли.. И бейдвинд.

На генеральный курс встать не удавалось, все время сносило в сторону восточных берегов и мысов, тучи ходили, мы периодически рифились, спасаясь от шквалов. Потом капитан услышал стук в руле. Обнаружилось, что мы его чуть не потеряли – висел на одном развинчивающимся болтике. На ходу произвели ремонт – руль спасен. Всего на этот переход, против ветра, ушло 12 часов. Зато как мы были счастливы войти наконец в канал! Вспомнился Визбор – « Как славно, друзья, уцелеть!»

И опять — Вытегра, шлюзы, Ковжа… Белое озеро прошли фордевинд – бакштагом за три с небольшим часа, на некоторых волнах разгонялись до 8-9 узлов. Сильно помокли от брызг и волн, уже и непромоканцы не выдержали.

Горицы. Тут монастырь. С воды он такой солидный, торжественный – не будет же Иван Грозный надоевших жен абы-куда ссылать. А внутри – полная разруха. Правда, в кельях по левую стену живут, печка топится, огородики, хозяйство, да и реставрация основного храма идет полным ходом.

Сизменский разлив прошли спокойным бакштагом, ночевать идем в Шексну. Капитан пилотирует, я продолжаю штудировать «Калевалу». В Шексне привязались к какому-то ржавому кораблю, были атакованы вниманием банды из трех местных мальчишек. Нам первым делом доложили, что завтра – день города, т.е. поселка, разные губернаторы приедут, в т.ч. Матвиенко. Все серьезно.

С утра затарились продуктом, купили по две пары СУХИХ носков. Матвиенку ждать не стали, зато сходили принять душ в гостиницу напротив. Очень милая девушка (не знает, правда, что за Кижи такие) даже с нас денег не взяла за помывку. Прошлюзовались быстро.

Прошли Череповец. Выходим в Рыбинку – выглянуло солнышко! Погода отличная, просушили вещи. Шли попутными курсами достаточно спокойно, опять над городом. Мышкин – высадились за топливом.

Калязин, Дубна и опять шлюзы канала Москвы. Ко второму двинулись, как нас сориентировали диспетчера, к 6:30, но ждали шлюзовки до половины двенадцатого. В шлюзе участникам, а кроме нас в камере было еще два катера, сообщили, чтобы мы дальше Дмитрова не совались, идет теплоход «Президент» и всем смирно – ему зеленая дорога. И тут мигалки!

Стоим, ждем. Грустим, что замечательное путешествие подходит к концу. Из шлюзов вышли ближе к полуночи, а с утра – в родные Водники!

Вот и все вкратце.

Автор: Елизавета Федорова

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email
Запрос полной спецификации парусной яхты
Запрос полной спецификации парусного катамарана
Запрос полной спецификации парусной яхты