Тест Beneteau Oceanis 373 и Oceanis 323

Парусные яхты такого размера пользуются наибольшей популярностью

И без того популярная серия Oceanis компании Beneteau пополнилась двумя новыми яхтами – однако яхты-сестры отнюдь не являются близняшками.

Beneteau обновила гамму Oceanis, выпустив яхты с индексом 323 и 373. Лодки подобного размера пользуются популярностью как семейный и как чартерный крейсер благодаря комфорту и достойным (если не сказать превосходным) ходовым качествам. Попробуем выяснить, насколько адекватную замену в плане сочетания комфорта и ходовых качеств предложат новые Oceanis 323 и Oceanis 373, пришедшие на замену парусникам Oceanis 300 и 361.

Oceanis 373

При взгляде с берега 373 представляется как типичная европейская современная яхта, стильная, с молдингами и декоративными горизонтальными полосками, отчасти скрывающими высоту надводного борта и высокую рубку. По обеим сторонам от рубки можно заметить не слишком длинные тиковые ручки, начинающиеся далеко от кокпита и заканчивающиеся далеко от мачты. Алюминиевый фальшборт прикрывает соединение корпуса и палубы, по каждому борту предусмотрены две швартовые утки и три клюза.

При взгляде с берега Oceanis 373 представляется как типичная европейская современная яхта

Кокпит в плане напоминает замочную скважину и мог бы быть назван недостаточно большим для яхты, ориентированной на чартер, но недостаток длины компенсируется достойной шириной. За кокпитным столиком свободно разместятся 6 человек, чтобы поужинать на свежем воздухе. Свободный проход к транцевой площадке обеспечивает поворачивающийся вокруг пьедестала штурвал (см. врезку) и складывающееся сиденье рулевого, обе конструкции запатентованы компанией Beneteau.

Штурвал, который вращается

На новых моделях Oceanis начиная с 2004 года применяются штурвалы уникальной конструкции Goiot. Разработанные конструктором Жаном Бере (Jean Berret) для Beneteau и защищенные патентом, эти штурвалы обеспечивают беспрепятственный проход по кокпиту благодаря своей способности поворачиваться вокруг вертикальной оси на 90 градусов буквально за считанные секунды: штурвал фиксируется подпружиненным штифтом.

На новых моделях Oceanis применяются поворотные штурвалы уникальной конструкции Goiot

В развернутом положении штурвал также может использоваться, однако разработчики не рекомендуют этого делать, так как при этом цепь внутри пьедестала перекручена.

Шкотовые лебедки Lewmar 44 рационально расположены в пределах досягаемости рулевого, недалеко от штурвала, однако стандартное оснащение предполагает третью лебедку Lewmar 30 на крыше рубки, к которой выведен гика-шкот (далеко за пределами досягаемости рулевого), а также фалы и риф-шкентели. Все приборы расположены на обширном пьедестале перед штурвалом, причем здесь предусмотрено место и под карт-плоттер. Кокпит не обделен рундуками, три просторных ящика и отдельный – под газовый баллон.

Предыдущая модель, Oceanis 361 был создана на основе корпуса гоночно-круизной серии First 36.7, в то время как Oceanis 373 создавался с чистого листа. Конструкторы из бюро Berret & Racoupeau применили на яхте достаточно старомодную схему парусов, с маленьким гротом и большой генуей. Мачта выполнена с двумя рядами краспиц на девять десятых высоты и несет 130-процентную геную.

Выбор представляется странным для современной круизной яхты – ведь большой стаксель предполагает больше работы при лавировке и шкотовые лебедки большего размера. Возможно, выбор в пользу такого рангоута был основан на том, что закрутить геную проще, чем зарифить грот, однако закрученная на пару оборотов генуя полностью теряет форму.

Чартерный фаворит?

Beneteau определяет Oceanis 373 как яхту для семей, любящих круизы, и для “других”. Под “другими”, очевидно, подразумеваются чартерные компании, и они безусловно оценят новый Oceanis так же высоко, как они ценили предшественников. Изнутри яхта представляет собой типичную современную серийную яхту.

Широкий проход ведет в светлый и наполненный воздухом салон. Высокий борт, который так бросался в глаза при взгляде со стороны, выглядит куда более привлекательным изнутри. Благодаря ему высота подволока в яхте более чем достойная, а в салоне и вовсе составляет более 2 метров. Три иллюминатора в передней части рубки создают ощущение пространства и наполняют салон светом, а при желании могут быть закрыты сдвижными шторками.

Высота подволока в Oceanis 373 более чем достойная, а в салоне и вовсе составляет более 2 метров

Отсек двигателя расположен под ступенями главного прохода и немного тесноват, однако открывается со всех сторон. Стартерный аккумулятор располагается здесь же, в отсеке. Похвально, что Beneteau не поддалась общей тенденции ставить на парусных яхтах привод винта типа sail-drive, устанавливая на всех моделях Oceanis старый надежный вал с приформованной опорой.

Учитывая французскую приверженность к еде, камбуз можно назвать небольшим для 37-футовика: рабочее пространство довольно низкое, места в ящиках не слишком много, да и плита на карданном подвесе не дотягивает до оценки “отлично”. Что касается штурманского столика, он тоже тесноват, впрочем, это вполне соответствует современным методам прокладки одним нажатием клавиши, а места для установки приборов вполне достаточно.

В противоположность, туалетная комната достигает просто невероятных размеров, и даже оборудована отдельной душевой кабиной.

Яхта выпускается с двумя или тремя каютами. Нам на тест достался трех-каютный вариант, с двумя одинаковыми кормовыми каютами. Версия с двумя каютами привлекательна еще более просторным салоном, более просторным камбузом и еще более просторной туалетной комнатой. Носовая каюта предназначена, судя по конфигурации, для штангиста, танцующего в балете: невероятно много пространства на уровне плеч и практически полное его отсутствие в ногах.

Oceanis 373 на ходу

Когда мы вышли из домашней гавани Beneteau в городке St. Gilles, дул ровный ветер скоростью от 12 до 15 узлов при небольшом волнении на море. Но даже в этих условиях было ощущение избытка парусности. Яхта приводилась, закладываясь на скулу и плохо держала курс. Мне удавалось бороться на протяжении примерно 20 секунд, прежде чем руль, приподнятый широкой кормой не поднялся из воды и не сорвался из потока, окончательно потеряв контроль.

Взятие рифа на гроте не сильно изменило ситуацию. Яхте не давалась лавировка, руль приходилось поворачивать примерно на 20 градусов от диаметральной плоскости на скорости в 5,5 узлов. Мы передвинули погон стакселя к корме, чтобы приоткрыть заднюю шкаторину, в результате яхта немного выпрямилась, но оставалась не слишком послушной. И что было особенно неприятно, это малое усилие на руле несмотря на большой угол поворота. Я, безусловно, ценю легкий руль, но не в этом случае, хотелось бы иметь представление о его положении.

Положение вещей значительно изменилось, когда мы шли со скоростью 7 узлов при истинном ветре 12 узлов. Управление по-прежнему требовало внимания, и, кстати, этому отнюдь не способствовало отсутствие упоров для рулевого и неудобство комингсов, расположенных далеко от штурвала.

Такое поведение яхты может объясняться прослабленным в продольной и поперечной плоскости стоячим такелажем тестовой яхты, где нерегулируемый раздвоенный ахтерштаг не позволял выбрать слабину. Не лучшее поведение на остром курсе может объясняться и провисом штага, из-за которого генуя была слишком полной. От семейной круизной яхты с нерегулируемым такелажем можно ожидать меньшую чувствительность к настройке.

На ходу под мотором яхта показала себя значительно лучше. Двигатель Volvo мощностью 40 л.с. в паре с трехлопастным винтом легко разгоняет яхту до 7,6 узла, имеет ощутимый ход винта на реверсе и позволяет хорошо дозировать ход для своевременной остановки.

Oceanis 323

После норовистой 373, младшая модель линейки доставила массу удовольствия. Предшественник 323, Oceanis 311 был построен на основе корпуса сконструированной Group Finot яхты Beneteau Figaro 1, яхты, ставшей именем нарицательным для небольшой, быстрой и мореходной парусной лодки и положившей основу формы корпуса для Oceanis 300, First 310 и недавно вышедшей First 31.7. Тот факт, что верфь Beneteau снова не дала пылиться старым матрицам, свидетельствует об удачной форме корпуса.

На ходу под парусом Oceanis 323 показала себя живой и послушной

Корпус венчает мачта с одним рядом краспиц фирмы Z Spars и более современная схема парусов, чем на 373: здесь основную тягу обеспечивает грот. Вант-путенсы расположены широко, у самого фальшборта, что позволило провести стаксель-шкоты 105-процентной генуи внутри вант.

Неудивительно, что с такой схемой парусов и корпусом, спроектированном для гоночной яхты Oceanis 323 показала себя на лавировке быстрой и легкой в поворотах. Возникло даже ощущение недостаточной энерговооруженности, но не будем забывать, что это семейный крейсер, а не гонщик.

На ходу под парусом яхта показала себя живой и послушной, а при парной лавировке приходилось снижать скорость и дожидаться старшую яхту. Мы разогнали ее почти до 6,5 узлов на остром курсе, а повороты она проходила буквально на одном дыхании. На тестовой лодке был установлен румпель, но мы отдаем себе отчет, что большинство владельцев предпочтут штурвал.

Также, как и на 373, у рулевого отсутствуют упоры для ног, а короткий удлинитель не спасал ситуацию, особенно на поворотах, когда мне приходилось изгибаться, перебираясь с комингса на комингс. На полных курсах скорость еще возросла, и нам удалось достичь 7,4 узла на бакштаге при истинном ветре в 15 узлов.

Модульная конструкция Oceanis 323

Для того, чтобы упростить обслуживание, что особенно актуально для чартера, Beneteau объединила системы в модули, чтобы не приходилось поднимать все пайолы. Все помпы расположены под банкой по правому борту. Так что если произошел засор – искать причину долго не придется – скорее всего вы сразу ее обнаружите. Краны и кингстоны также сгруппированы, промаркированы и снабжены двойными хомутами.

Внутри Oceanis 323 логично продолжает линейку: в ней высокая рубка и много света

Внутри Oceanis 323 логично продолжает линейку: в ней высокая рубка и много света. Конечно, не так просторно, потому и пространство организовано в более традиционной манере – по бокам от раскладного столика вдоль бортов расположены диваны.

Тесновато и у навигационного столика и у камбуза, что типично для большинства лодок такого размера. Впрочем, туалет впечатляюще просторен, с множеством полочек и отличной вентиляцией. Что касается кают, то кормовая ощутимо просторнее, чем носовая.

Заключение

Возможно, обе яхты и относятся к классу семейных крейсеров. Но сходство лишь зрительное. Просторная 373 безусловно порадует семью того, кто собирается в круиз, но заставит рулевого хмуриться. В противоположность ей, 323 сочетает ходовые качества и интерьер, отстающий от современных ожиданий. Неудивительно, ведь корпус разрабатывался 14 лет назад, и кто знает, что было бы, будь он не столь удачным.

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в email