Штурвалы vs румпель на Oceanis 30.1

Штурвалы vs румпель на Oceanis 30.1

Существует масса аргументов «за» и «против», когда речь заходит о том, чтобы на парусной яхте оставить румпельную систему управления или перейти на штурвалы. Для некоторых моряков этот вопрос представляется чрезвычайно важным, судя по тому уровню эмоций, который разгорается при обсуждении этой темы. Что касается меня, то в парусном спорте я всегда предпочитал штурвал, но, возможно, я передумал. И вот почему…

Сравнение штурвала и румпеля на Oceanis 30.1
Сравнение штурвала и румпеля на Oceanis 30.1

У нас есть Oceanis 30.1 на продажу, доступная для тест-драйвов. Эта лодка имеет достаточно простую комплектацию, практически стандартную — в случае с рулевой системой это означает, что лодка оснащена румпелем. Я знаю Oceanis 30.1 довольно близко, так как я прошел на аналоге 450 миль через Балтийское море в Швецию, и до недавнего времени я рассматривал ее в качестве лодки для себя. В этом случае я предпочел бы опциональные штурвалы вместо стандартного румпеля. Теперь, когда я провел три дня в море при порывистом 5-бальном ветре, я должен сказать, что я начинаю понимать преимущества румпеля.

Основные преимущества и недостатки румпеля и штурвалов

Давайте сначала посмотрим на штурвалы. Конечно, они выглядят круче, особенно, когда они композитные. Это такой элегантный и спортивный образ, который так нравится большинству клиентов. Управлять лодкой при помощи штурвала также намного удобнее. Просто садишься на комингс или «расклиниваешь» себя между леерами и все, что требуется, чтобы управлять лодкой, — это небольшое усилие, даже при длительных переходах.

В некотором смысле штурвалы более эргономичны
В некотором смысле штурвалы более эргономичны

Для многих людей, особенно для парусных новичков, управление лодкой при помощи штурвала еще и намного проще: это похоже на управление автомобилем. Хочешь пойти налево? Просто поворачиваешь штурвал налево. Хочешь повернуть направо? Поворачиваешь штурвал направо. Это было настолько просто, что моему 3-летнему сыну понадобился минутный инструктаж а-ля «это как на твоей игрушечной машинке…» и он пошел управлять яхтой. Тут даже нечего думать.

Простота в обращении, непосредственное ощущение маневров, быстрая и острая реакция – это возможно только с румпелем
Простота в обращении, непосредственное ощущение маневров, быстрая и острая реакция – это возможно только с румпелем

С румпелем совсем другая история. Если вы не пришли на яхту со шлюпки — Оптимиста, Лазера, 420 или чего-то еще и не выросли на лодках с румпельным управлением, то понадобится время, чтобы адаптироваться. Хочешь пойти налево? Толкай румпель вправо… с точностью до наоборот. Я видел немало людей, у которых были проблемы , чтобы делать это правильно в первое время, особенно потому, что мы усвоили, что управление яхтой должно быть похоже на управление автомобилем. Но вчера я тестировал эту систему с девушкой, которая была гостьей на лодке и сидела на румпеле в первый раз в жизни: ей потребовалось 10 минут, чтобы устойчиво держать курс. Так что это определенно не ракеты в космос запускать.

Более законченная версия с композитными штурвалами
Более законченная версия с композитными штурвалами

Штурвалы, на мой взгляд, имеют недостаток в виде более медленной реакции. Просто нужно чуть больше времени, чтобы лодка отреагировала на изменение курса или воздействие волн. В зависимости от передачи механизма, действительно, может потребоваться какое-то время для быстрого реагирования, когда лодка сбивается с курса. Я заметил это в моем Атлантическом переходе и совсем недавно во время перегона Oceanis 46.1 в Грецию – когда обоим, автопилоту и мне самому, пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть руль обратно для предотвращения брочинга. В случае с румпелем – это вопрос нескольких секунд.

Быстрая реакция и непосредственное ощущение пера руля с румпелем
Быстрая реакция и непосредственное ощущение пера руля с румпелем

С румпелем также гораздо быстрее определить положение пера руля – лодка просто идет в ту сторону, куда указывает верхушка румпеля. Именно поэтому в одно мгновение каждый находящийся на борту может видеть, в какую сторону повернуты сейчас перья рулей. Не то, что со штурвалом – даже метка нулевого положения не может указать истинный пеленг, так как штурвал может сделать для этого полный оборот. Поскольку я ходил с обоими типами рулевых систем, я знаю это из собственного опыта, но это было всегда на разных лодках. Теперь, имея под рукой Oceanis 30.1, я могу сравнить их напрямую. Давайте посмотрим, что мы имеем.

Непосредственное сравнение: румпель против штурвалов на Oceanis 30.1

Во-первых, посмотрим на голые цифры. Для этой модели цена опциональных двух штурвалов – 1500 евро (без НДС). За эти деньги вы можете положить тик в кокпите. Или потратить эти деньги на трехнедельный поход по Балтийскому морю. В то же самое время вы получите простейший рулевой механизм, который намного проще обслуживать – даже практически, без обслуживания – и никаких кабелей, квадрантов, тонкой настройки или чего-либо, связанного со сложной механикой двойных штурвалов.

Очень прочный и простой механизм румпельной системы
Очень прочный и простой механизм румпельной системы

Во-вторых, и что наиболее очевидно для меня, румпель экономит очень много места на палубе, особенно на Oceanis 30.1. Когда вы пришвартовались и румпель поднят вверх, на корме освобождается большое пространство для полезного использования. В то время как со штурвалами, в этом месте у вас всегда будут штурвальные стойки, занимающие место, и сами штурвалы, уменьшающие проход к купальной платформе.

Посты управления «съедают» длину банок: вытянуться не получится
Посты управления «съедают» длину банок: вытянуться не получится

Еще один момент – большая длина банок в кокпите. Может показаться, что разница не велика, но она, действительно, есть. На Oceanis 30.1 с двумя штурвалами банки на 20 см короче, поэтому поваляться на солнце, вытянувшись во весь рост, не получится. На версии с румпелем определенно есть шанс позагорать с большим комфортом. Прекрасно! Но как чувствует себя рулевой?

Видите эту длинную банку? Нет поста управления = больше места для отдыха
Видите эту длинную банку? Нет поста управления = больше места для отдыха

Это палка о двух концах, по крайней мере, когда речь заходит о круизерах. Должен признаться, я фанат авторулевого. На обеих версиях можно поставить автопилот B&G NAC3 и большинство моряков, из тех, что я знаю, редко рулят вручную на длинных переходах. Они обычно минут 10-20 развлекаются, а потом мистер Автопилот берет управление на себя. Но в любом случае, самостоятельно управлять Oceanis 30.1 – это блаженство; она быстрая, очень маневренная и отзывчивая, чего не скажешь по ее высокому надводному борту, но это действительно так.

Нравится все больше и больше. Ощущение румпеля просто потрясающее!
Нравится все больше и больше. Ощущение румпеля просто потрясающее!

Конечно, такое управление требует больших усилий. Требуется гораздо больше силы мышц, особенно при управлении лодкой в сильном крене с помощью рукоятки румпеля Spinlock – часы плавания будут напрягать мышцы рулевого и боль в руке на следующий день гарантирована. В любом случае, стояние или сидение за штурвалом оказывает аналогичное воздействие, по крайней мере, на мой позвоночник и шею: нагрузка не меньше. Итак, я думаю, что это ничья.

Что выбрать: румпель или штурвал?

Конечно, это выбор каждого и так будет всегда. Но то, что я понял за последние несколько дней, сравнивая непосредственно производительность, комфорт, плюсы и минусы штурвала по сравнению с румпелем на Oceanis 30.1 – я, честно говоря, за румпель на этой маленькой лодке. Почему? Ну, если смотреть на факты, то плюсов румпельного управления, на мой взгляд, больше, чем минусов.

Штурвалы работают тем лучше, чем больше лодка
Штурвалы работают тем лучше, чем больше лодка

Поэтому, если вы ищете быстрый, маневренный яхтинг, выбирайте румпель. Порадуйтесь сэкономленным сейчас деньгам и реинвестируйте их в другие опции, такие как хороший геннакер или код 0, и наслаждайтесь вишенкой на торте — гораздо большим свободным пространством в кокпите, что очень важно на маленькой лодке, такой как Oceanis 30.1. Я и сам удивлен, что пришел к такому выводу сейчас, и это учит меня, что ничто так не способствует росту вашей компетентности как моряка, как… собственно время, проведенное в море на яхте. Счастливого воскресенья, ребята!

Автор: Lars Reisberg

Запрос полной спецификации парусного катамарана

Запрос полной спецификации парусной яхты